Разгерметизация самолета – что происходит с пассажирами?

Изображение Разгерметизация самолета – что происходит с пассажирами?

Что представляет собой разгерметизация самолета?

Разгерметизацией называется потеря целостности герметично закрытого корпуса или какой-то его части. Чаще всего этот термин применяется в авиации.

Различают плановую (открытие дверей при приземлении, ремонт авиалайнера) или незапланированную (ее еще называют аварийной) разгерметизацию. Вторая может быть очень опасна для людей, находящихся на борту.

Современные воздушные суда передвигаются на большой высоте, где практически отсутствует воздух, поэтому разгерметизация может причинить большой вред. Однако не каждая разгерметизация приносит разрушения, которые показывают фильмы-катастрофы.

Известно немало случаев, когда небольшие пробоины не мешали полету и не угрожали жизни пассажиров и членов экипажа. Следует также помнить, что современные самолеты являются сверхнадежными аппаратами и имеют средства защиты пассажиров.

Следует заметить, что даже полная разгерметизация не способна остановить двигатели, хотя при достаточно долгом полете могут замерзнуть части оборудования.

В чем заключается опасность разгерметизации для пассажиров

И все же случаи разгерметизации иногда происходят, и необходимо знать, что в этот момент происходит с пассажирами.

Самой главной опасностью является нехватка кислорода для дыхания. Поскольку самолет летит на большой высоте, где практически нет воздуха, то атмосфера за бортом отличается высокой разреженностью. При возникновении пробоины воздух из салона устремляется наружу.

Начинается кислородное голодание людей, находящихся на борту самолета. Человек начинает задыхаться, потом наступает потеря сознания и смерть. Для предотвращения этой печальной ситуации при разгерметизации в салоне самолета автоматически выпадают кислородные маски. Необходимо быстро надеть ее на себя и вдохнуть. Кислород начнет поступать автоматически.

На этой стадии от пассажира ничего не зависит, ему надо просто воспользоваться спасательными приспособлениями, помочь при необходимости соседям и четко выполнять все указания экипажа. Кислорода в маске хватит на 10-12 минут, за это время летчики опустят самолет на безопасную высоту, где воздух перестанет покидать салон.

Второй проблемой может стать стресс, возникший при аварии. У людей со слабым сердцем или другими критическими заболеваниями, типа астмы, может стремительно развиться данное заболевание. Чтобы этого не произошло, необходимо принять необходимые лекарства, успокоиться и не паниковать.

Третьей проблемой станет низкая температура. Вместе с воздухом из салона самолета улетучится тепло, и температура в салоне сравнится с температурой за бортом, где она может достигать отметки в 50-60 градусов ниже нулевой отметки.

В этом случае может наступить обморожение. При возможности следует укрыться теплыми вещами и закрыть глаза. Следует помнить, что такое снижение температуры произойдет не мгновенно, так что у пилотов будет время опуститься в более теплые слои атмосферы.

К тому же резкое похолодание возможно лишь при наличии большой пробоины в корпусе самолета, небольшое отверстие можно изолировать даже журналом. В этом случае прекратится и утечка воздуха из салона. Так что паниковать раньше времени не стоит.

Перепад давления

В летящем самолете сохраняется такое же давление, которое было на земле. Это делается искусственно для того, чтобы находящиеся на борту пассажиры и члены экипажа могли свободно дышать и чувствовали себя комфортно.

Однако на высоте давление из-за отсутствия воздуха крайне низкое. По мере исчезновения воздуха из салона, давление внутри самолета приблизится к давлению за его бортом и станет в 2-2,5 раза ниже. Такое резкое падение может привести к закипанию крови внутри тела человека. Пузырьки воздуха, которые находятся в клетках организма, начинают лопаться, вызывая разрывы тканей и массовое кровотечение.

Такое состояние называют декомпрессионной или кессонной болезнью. Этот термин чаще используется в среде подводников, которые поднимаются с больших глубин. В этом случае они поднимаются достаточно медленно, чтобы внутреннее и внешнее давления успели сравняться. В разгерметизированном самолете такой возможности нет.

Пассажирам остается только надеяться на то, что летчики успеют опустить самолет достаточно низко, чтобы перепад давления не был таким стремительным и болезненным. Этот перепад опасен и баротравмой. Она может быть легкой – нарушение барабанных перепонок или повреждение легких, или тяжелой, вплоть до остановки сердца.

Во время разгерметизации самолета возникает сильный ветер. Он сносит незакрепленные предметы, которые могут нанести травму человеку и вызывает очень громкий шум, в котором практически невозможно что-то расслышать.

Вывод

Все эти трагические последствия возникают лишь при достаточно обширном повреждении обшивки воздушного лайнера. Небольшие нарушения целостности не сильно повлияют на состояние пассажиров и дадут время экипажу снизить самолет на безопасную высоту.

На расстоянии 3-4 километров над землей потеря воздуха, давления и тепла не так страшна для пассажиров. После такого снижения запрашивается экстренная посадка в ближайшем аэропорту.

Разгерметизация салона самолета опасно, в первую очередь, паникой. Именно из-за паники пассажиры получают гораздо большие увечья, по сравнению с теми, которые они могли бы получить, находясь в спокойном состоянии.

Поэтому от пассажиров требуется сохранение спокойствия и следование всем указаниям экипажа.