Правые и левые – кто это

миниатюра Правые и левые – кто это

Кого называют «правыми» и «левыми»?

Появление различия «левые»-«правые» в смысле политических терминов восходит к моменту прохождения Национального собрания Франции в Учредительном собрании 1789 года.

Результатом стала диверсификация политических ориентаций в Национальном собрании в спектр мнений между двумя крайностями: левая сторона «le côté gauche» ознаменовала собой революционный, республиканский идеологический строй.

Но «le côté droit» представлял более сдержанные, монархические идеи. Вскоре были обоснованы пространственные прилагательные «левые» и «правые», и они просто говорили о «la gauche» и «la droite». В этих лагерях группы секции сформировались снова очень быстро: «l’extrémité gauche» и «l’extrémité droite».

Законодательная ассамблея, созданная в соответствии с Конституцией 1791 года, затем состояла из нескольких более институционализированных.  Кроме того, число симпатизирующих членов клуба сильно колебалось, а небольшая половина из 745 депутатов не входила ни в один из клубов.

Спектр перемещался между правым, монархистским клубом фейлантов и левыми жирондистами и монтаньярдами, в который входил клуб якобинцев и корделеров.

Политические левые пытаются преодолеть традиционную политику, которая обычно понимается как реакционная или консервативная, и направлена на отступление назад к прежнему (реакционному) или сохранению существующих (консервативных) государственных и социальных структур.

С этой целью они выступают против прогрессивной политики, которая посредством реформ существующего, нередко также посредством революционной деятельности, стремится обеспечить новые социальные, экономические и политические условия на благо более привилегированных слоев населения.

Классическое политическое понимание левых характеризуется эгалитарным обликом человечества, то есть: он рассматривает, среди прочего, равные права всех людей, независимо от национальной, этнической, сексуальной и другой групповой принадлежности, в качестве желаемой политической цели в соответствии с идеалами Французской революции «Свобода, равенство, братство».

Из этого вытекает и сохраняется политика равных возможностей для всех слоев населения и, наконец, спрос на равный доступ к социальным и даже материальным богатствам.

Принцип социальной справедливости привел и приводит к требованию равного распределения богатства, социализации или национализации из средств производства и в идеале коммунизма – цели создания бесклассового общества, или анархию к господству свободного негосударственного структурированного общества.

Политические правые предполагают разнообразие людей, и поэтому защищают или принимают социальную иерархию. Поэтому неравенство рассматривается политическим правом как неизбежное, естественное, нормальное и желательное.

Здесь проводится различие между классическим правом, что рассматривает неравенство, оправданное преемственностью и семейной традицией, и либеральные права, которые считают неравенство оправданным только в том случае, если оно является результатом добросовестной конкуренции, не передавая преимущество потомкам.

Правильная политика может относиться как к социально-политическому, так и к уровню экономической политики. Норберто Боббио использует критерий «равенства», чтобы отличать не только политически правых от политически левых, но и, исходя из критерия «свободы», между «правыми центристами» и «крайне правыми».

Правые течения варьируются от консервативных или правых популистских позиций в демократическом спектре до различных проявлений антидемократического правого экстремизма, которые находят свои крайние крайности в таких движениях, как фашизм или национал-социализм.

Несмотря на то, что эти течения иногда далеки друг от друга, они все объединяются политическим путем с отказом от активно эмансипирующих социальных изменений, как того требуют различные течения левого спектра.

Политические права принципиально не меняют традиционный общественный порядок, его ценности и нормы (консервативные права), восстанавливают их до более раннего государственного строя (реакционные права) или в корне обновляют их (революционные права).

Первоначально концепция политического права (и его противоположного полюса, слева) относилась к парламентским сидениям во время так называемой июльской монархии во Франции после июльской революции 1830 года.

В то время как левые олицетворяли оппозиционные силы, часто демократически ориентированные на традиционный либерализм, на ранних социалистов, право сохранять статус-кво и монархию в смысле аристократии имеет тенденцию быть абсолютистским.