Кто такие суфисты

изображение Кто такие суфисты

Суфисты – кто это такие и чем они занимаются

Суфизм – это мистическое течение ислама. Суфий не только хочет понять Коран внешне и направлять свою жизнь к нему, но и открыть свою «внутреннюю» сторону и тем самым полностью выполнить преданность Богу. То есть выполнение исламских обязанностей («Пять столпов ислама») и соблюдение закона (шариата) недостаточно для суфиев.

Он ищет непосредственный опыт Бога, который ведет его к единству с Богом. Пророк Мухаммад всегда был образцом для подражания и считался первым «суфием» в жизни, полностью пропитанный Богом. Суфизм – это неуправляемо разнообразное движение. За более чем 1000 лет истории сформировались бесчисленные ордены и братства, каждые из которых разработали свои собственные методы.

Происхождение слова: суфизм, скорее всего, происходит от арабского слова «suf» (шерсть). «suf» было названием белого шерстяного платья, которое носили первые мистики как знак смирения. Другая вариант – это от араб. «сафу» (чистота), поскольку суфии стремятся к духовной чистоте.

История суфизма

Из-за быстрого распространения ислама во времена первых халифов в исламских мегаполисах появились определенные признаки декаданса. Чтобы противостоять надвигающейся утрате исламских идеалов, возникших в VIII веке, первые аскетические общины, которые были в качестве предшественников суфиев. Они жили в нищете, проповедовали по стихам Корана и ходили в шерстяных одеждах. Первым суфием и основателем движения, признанным более поздними мастерами, является Хасан аль-Басри (640-728), который основал первую школу в Басре (Ирак).

Строгость первого поколения сопровождалась временем духовных эмоций в девятом веке, когда знание о единстве созревали. Мистики сформулировали первые доктрины, создав еще свободную суфийскую доктрину, в которой суфии описывали свой опыт.

Выдающейся фигурой того времени был суфийский мастер Аль-Джунайд (умер 910), который систематизировал всю существующую суфийскую литературу и разработал влиятельную философию «исчезновения в Боге». В дополнение к представителям умеренного суфизма, которые были несколько терпимы к исламским правителям, появилось направление под названием «Пьяные суфии».

Одним из его экспонентов был Аль-Халладж, который был казнен в 922 году за богохульство. Он учил «единству субстанции», что приводило его к таким утверждениям, как следующее: «Я стал тем, кого я люблю, того кого я люблю это я. Мы – два духа, слитые в одно тело».

В последующие столетия (X-XII в.) Начали формироваться братства и ордены, которые были отмечены прежде всего в методах достижения единства с Богом. И после более творческого периода основное внимание уделялось формулировке суфийской мысли. Известный трактат того времени был написан Абу Бакром аль-Калабадхи (умер в 1000 г.) со значительным названием «Книга информации о доктрине людей суфизма». Работа содержит 75 глав и в ней содержатся бесчисленные определения легитимности учений суфиев.

В следующий период (12 и 13 век), благодаря апологетическим трудам предшественников, суфизм был повсеместно признан и распространен по всей Исламской империи. Это был золотой век для суфизма с процветающей поэзией. Особого внимания заслуживает персидский поэт и мистик Джалаладдин Руми (1207-1273), который жил в Конье (Турция) и основал Орден Маулавийя.

В последующий период до 20-го века все еще было много глубоких суфиев, некоторые из которых основали совершенно новые братства или вырвались из существующего порядка и сформировали боковую ветвь того же самого. На сегодняшний момент в исламе есть 32 ордена, которые признаются как самые важные и старейшие.

Основы суфизма

Цель суфия – это союз с Возлюбленным (Богом). Этот союз описывается как состояние чистоты, целостности или совершенства. Для этого нужно противостоять и преодолевать эго, непокорный импульс (нафс).

Центральным органом для этого является сердце, которое должно гореть в любви к Богу. Сердце признает, что существует только Бог, и в нем есть все (божественное единство: таухид). Разнообразие представлений – иллюзия.

Существует много разных духовных путей (тарика) для Бога, но их можно условно разделить на две группы:

  1. 1. Некоторые из них идут эмоциональным путем, чтобы обрести союз с Богом.
  2. 2. Другие приказы, более интеллектуально ориентированные, передают наставление, руководство к достижению высшего сознания (таухид), которое больше обращается к познанию человека.

Суфизм основан на исламском откровении. Суфии соблюдают закон, придерживаются пяти столпов ислама и поклоняются Мухаммаду как последнему пророку.

Нео-суфизм

Представители нео-суфийских организаций не видят генетической связи между суфизмом и исламом и утверждают, что являются суфиями, не будучи мусульманами. По их мнению, суфизм – это древняя мудрость (суфизм происходит от греческого слова Sophia = мудрость), которая была известна человеку до времени религии.