Дагеротипия – что это такое

изображение Дагеротипия – что это такое

Дагеротипия: опасная эра фотографии

Остановить мгновение и запечатлеть его на века – именно такая возможность возникла во времена использования фотоискусства. Но развитие фотографии было связано с рядом трудностей и прошло ряд этапов для того, чтобы стать массово используемым.

Дагеротипия – это один из существовавших на заре развития фотохудожества процессов проявления фотографии.

История появления

В 1939 году французский художник Луи Жак Манде Дагер представил миру свою инновационную на тот момент разработку – процесс проявления фотографии посредством использования йодистого серебра.

При фотографировании применялась медная пластинка, покрытая серебром, однако прямо перед съемкой серебро вступало в реакцию с верхним слоем йода. В результате появлялся светочувствительный слой. Процесс проявки фотошедевра требовал использования ртути. Именно при взаимодействии с этим химическим элементом на поверхности пластинки проявлялось изображение.

Сам процесс стали называть в честь его создателя – дагеротипией. Несмотря на то, что дагеротипия была одновременно и опасным, и дорогостоящим процессом, вплоть до начала 1850-х годов она весьма востребована.

Главную опасность представляли из себя пары ртути и йода, активно выделяемые во время проявления. Их переизбыток в организме вызывает серьезные болезни вплоть до летального исхода.

Сотрудничество с Жозефом Ньепсом

Как же возникла идея такого увековечивания момента?

В 1820-х годах исследователь Жозеф Ньепс работал над проектом камеры обскура. Это изобретение считается прародителем фотографии. В течение нескольких часов изображение улицы переносилось на металлическую пластину с тонким слоем асфальта. Конечный результат был плохого качества, но для науки это стало огромным прорывов.

В дальнейшем художник Луи Дагер познакомился с работой Ньепса, очень заинтересовался ей и предложил совместное сотрудничество. После подписания десятилетнего контракта художник и исследователь стали работать вместе.

Так как Дагер хотел использовать данные исследования для создания фотопортретов, то необходимо было увеличить скорость получения изображения и увеличить его качество. Поэтому Дагер и предложил использовать йодистое серебро.

Между художником и исследователем возникло разногласие, так как Ньепс не понимал, как закрепить получаемое изображение и настаивал на использовании лакированного асфальта. Неудачные эксперименты продолжались вплоть до кончины Ньепса в 1833 году.

После этого Дагер получил возможность вернуться к своей первоначальной задумке и провести ряд исследований для улучшения качества фотографии. Изображение изначально действительно получалось  «негативным» и недолговечным. Дагер понимал, что в основе его работ лежит возможность получения некоего «зеркала с памятью».

Существует даже несколько легенд, согласно которым озарение по поводу использования химических элементов случайно настигло Дагера. По одной из версий, он просто забыл серебряную ложечку на столе, где были рассыпаны кристаллы йода. Спустя некоторое время он увидел сохранившееся на поверхности ложечки изображение.

В получении долговременности результата художнику тоже помог случай. Одна из пройодированных серебряных пластинок осталась в шкафу после того, как Дагер не смог добиться на ней проявления изображения.

Однако спустя некоторое время он увидел картинку на ней. Тогда исследователь стал класть пластинку совместно с одним из предметов, которые находились в то время в шкафу. И методом исключения понял, что успеха можно добиться только с применением ртути.

Исследование заняло у Дагера более шести лет. Однако, в конце концов на получение дагеротипа  стало уходить несколько секунд. После этого художник был готов представить свой проект на суд членов Французской академии наук. После обнародования открытия имя Луи Дагера стало всемирно известным.

После этого, ввиду отсутствия конкурентов и других возможных способов создания фотографий, дагеротипия с бешеной скоростью распространилась по всей Европе.

Термин «дагеротип» сегодня

Несмотря на то, что в 1850-х годах процесс дагеротипии был заменен более быстрыми и дешевыми способами получения изображений, но термин «дагеротип» продолжает существовать и в наше время.

Сейчас он используется не только для обозначения пластинок с фотографиями, проявленными по методу Луи Дагера. Дагеротипом называют любую старую фотографию, пожелтевшую от времени, вне зависимости от того, благодаря какому процессу она появилась.

Слово «дагеротип» связывает фотоискусство с его истоками, историей развития этого феномена, его вкладом в изобразительное творчество. Дагеротипия  как творческий процесс и работа требовал от художника знаний, внимания и тщательной подготовки. Только представьте себе, насколько сильна должна быть страсть к фотографии, чтобы так рисковать своей жизнью для получения заветного кадра.

Имя Луи Дагера будет навечно связано с фотографией, ее удивительным миром.