Что такое маржинальность простыми словами

изображение Что такое маржинальность простыми словами

Что означают термины “маржа”, “маржинальность”

Термин “маржа” очень широко распространен и слышали его многие, но при этом далеко не всем известно о его подлинном значении. В данной статье рассмотрим актуальное понятие маржи, методы ее высчитывания и почему каждый предприниматель должен знать это определение.

Услышать о понятии маржи сегодня можно в бизнесе, на бирже, в торговле и других сферах. Это разница между продажной ценой товара и его фактической себестоимостью. Данное понятие используется для расчета прибыльности услуги или товара на одну единицу. Итоговый результат выражается в процентах.

Проще говоря, маржей обозначают рентабельность продаж. Если показатель высокий, то у компании дела идут хорошо, и она имеет большую прибыль, так что лучше, чтобы этот показатель был как можно выше и существенно отличался от конкурентного.

Когда это значение начинает уменьшаться, то это сигнал к тому, чтоб пересмотреть вопросы ценообразования в компании. Именно поэтому руководство обязано знать данный показатель как минимум за каждый отчетный период, чтобы планировать дальнейшую деятельность.

Итак, уже есть информация о том, что такое маржинальность и зачем она нужна. Именно поэтому стоит более подробно рассмотреть все нюансы данного понятия. Так как маржа является одним из базовых показателей эффективности работы предприятия, то  этот термин широко и даже немного некорректно используется российскими бухгалтерами, которые называют маржу валовой прибылью.

При расчете маржинальности не учитывается налог на добавленную стоимость и акцизов. Это только разница между ценой, по которой предприятие отпускает товар клиенту, и стоимостью его производства для самой компании. Очень часто данный показатель также называют суммой покрытия, ведь маржу переводят в выручку, из которой далее формируется прибыль.

При этом задействуется только ее часть, чтобы покрыть затраты на производство. Выходит, что заработок фирмы существенно зависит от того, как быстро возмещаются производственные затраты на изготовление продукции.

Как правильно считать

Стоит разобраться в том, по какому алгоритму происходит расчет этого показателя. Для начала стоит определиться с тем, что показатель надежнее всего привязывается именно к единице реализованного или выпущенного товара. Если параметр будет иметь привязку ко времени или конкретной партии, то возникнут серьезные проблемы с возможностью дальнейшего расчета.

Важно понимать, что показатель маржи никак не демонстрирует структуры работы компании или ее модель. Он лишь помогает выявить недочеты в ценообразовании и направить усилия на их решения.

Так как показатель привязан к стоимости продукции и производственным затратам, то стоит поднять цену на товар и увеличить объемы его продажи для достижения более высокой маржи.

Чтобы правильно и быстро провести расчеты маржинальности достаточно использовать простую формулу MR=TR-TVC, где переменная TR — прибыль от продажи продукта, а переменная TVC — это уже имеющиеся фактические затраты на производственные процессы.

Для примера рассчитаем маржу с изделия, стоимость которого две тысячи рублей. За 1 цикл компания изготавливает сотню подшипников для реализации и затрачивает на это восемьдесят тысяч рублей, включая все производственные затраты. Считаем: MR=2000*100-80 000=120 000. Эта формула очень простая и не вызывает никаких сложностей при подсчете.

Точка безубыточности

Стоит понимать различия между постоянным и временным расходом, которые как раз и считаются при помощи показателя маржи. Если расходы постоянные, то они вообще никак не зависят от производства и предприятие вынуждено тратиться постоянно. Это может быть аренда помещения, заработная плата сотрудникам, налоги за определенный период, выплаты по кредитам.

Когда наступает момент полной окупаемости расходов предприятием, то достигается точка безубыточности. Это то количество успешно реализованного и произведенного продукта, которое требуется чтобы возместить все затраты компании на его производство.

Следует также делать различия между маржинальностью и рентабельностью, ведь эти понятия также очень часто путают. Показатель рентабельности отражает доход компании от ее деятельности. Это наиболее точный показатель эффективности работы предприятия. Это разница между прибылью и затратами, в то время как показатель маржи рассчитывается исходя из политики ценообразования компании и помогает ее откорректировать.

Методы повышения маржинальности

  • Участие в разнообразных тендерах, которые помогут реализовать больше своей продукции.
  • Оптимизация для снижения производственных расходов.
  • Увеличение производства.
  • Поиск поставщиков с более низкими ценами и качественным сырьем.